Монастыри – это места, куда уходили благочестивые, глубоко верующие христиане, чтобы посвятить себя и свою жизнь, служению Богу и людям. Такое полное отдание своей жизни Богу является исполнением заповеди Божией по указанию Спасителя, Господа Иисуса Христа. В Евангелии от Матфея есть такое место, когда ученики спросили Его, какая заповедь больше всех в Законе, Он ответил: «… возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же, подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки». Эту заповедь исполняли монахи и монахини, уходя от мира в монастыри.
Все наши многочисленные православные монастыри создавались людьми в исполнение этой заповеди. Но у каждого из них были, свои особые причины, побудившие их создавать монастыри, а иногда и особые храмы. Мы сегодня будем говорить только о монастырях, которых очень много по всему миру.
Монастыри создавали великие князья, цари, правители, подвижники, купцы, крестьяне и простые люди. Бывало, что делали они это по обету (обещанию), данному Богу в особо трудный момент в своей жизни. Так было с св. Алексием, митрополитом Московским, когда он бы был призван к хану Джанибеку в Золотую Орду, чтобы исцелить ослепшую жену его Тайдулу. В благодарность за чудо своего исцеления Тайдула подарила святителю Алексию двор ханских наместников в московском Кремле, а святитель Алексий построил на том месте Чудов монастырь. Отсюда и его название Чудов монастырь. О нём мы сегодня услышим в своё время.
Монастыри были всегда и местом распространения просвещения, науки «книжного искусства», и грамоты на Руси. Монахи писали летописи как свидетели и очевидцы событий своего времени. Благодаря им мы знаем что-то об истории своей страны. Такого летописца изобразил А.С. Пушкин в своей трагедии «Борис Годунов». Помните монолог летописца Пимена: «Ещё одно последнее сказанье и летопись окончена моя. …»
Такие труженики монахи не искали себе славы авторства за свои добровольные труды. Потому летописец Пимен называет свою работу «усердной, безымянной».
Действие этой трагедии у Пушкина происходит в Чудовом монастыре. Считается, что самозванец Гришка Отрепьев, был послушником Чудова монастыря. Но это не проверенный факт. Самозванец был, но был ли он послушником в монастыре, это достоверно не известно. А Чудов монастырь существовал много столетий, и был разрушен советской властью в 1930-ом году. В нём был похоронен его основатель св. Алексий, митрополит Московский, и много других великих наших государственных деятелей. Трудно себе представить, как можно восстановить все эти драгоценные захоронения.
Далеко не все разрушенные коммунистами монастыри восстанавливаются в наше время. Но и то, что делается теперь в России, нам должно быть драгоценно. В этом залог настоящего возрождения нашей страны, и только в этом.
Сегодня мы услышим рассказы о наших прежних знаменитых монастырях, об их основателях, и их славную историю.