А. С. Пушкин родился в Москве, в дворянской семье, 26 мая 1799 года, в четверг, в день праздника Вознесения Господня и по всем церквям гудели колокола.
Когда 29 января 1837 года скончался Пушкин, «вся Россия облеклась в траур». «…смерть явилась для него началом бессмертия».
Наш гениальный поэт не знает забвения. Он жив в нас, ставший частью нашего духовного и творческого существа.
Много поколений воспитываются на его творчестве. Прожив на земле 37 лет, он оставил на все века духовное богатство и вдохновил последующих поэтов и писателей, как великан возвышается над ними.
«Пушкин есть «всечеловек».
«В нем каждый из русских людей опознаёт самого себя, потому что он воплотил в себе всю Русь, которую возлюбил всем сердцем её тысячелетнюю историю.»
«Два чувства дивно близки нам.
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.»
Богатство его русского языка ни с чем не сравнимо: блеск, изящество, естественность и благородная простота.
«Он берёт всю действительность такою, «какою Бог её дал». Вдохновение, посещавшее его в минуты поэтического озарения, приводило его в священный трепет; он видел в нём «признак Бога», молился «сердцем». Такое трепетное внушение читаем в стихах «Пророк»:
«И Бога глас ко мне воззвал:
«Встань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей».
Он получает «помазание свыше и очищается» - он должен быть «орудием воли Божией» и своим вдохновением «глаголом жечь сердца людей».
«Творцу молитесь! Он могучий,
Он правит ветром в знойный день,
На небо посылает тучи,
Даёт земле древесну тень».
«Муза» слетала к нему, как чудесная гостья».
Поэт часто пользуется эпитетами: «божественный», «святой». Таков был наш поэт на вершине славы своего творчества: он подленно был религиозен.
«Прости, Отец, твоих детей.
Не ввергни нас во искушенье,
И от лукавого прельщенья
Избави нас».
Но Пушкин был и человек, наслаждаясь заботами «суетного света». В стихах «Безверие» мы понимаем мучения в период оскуднения веры:
«Кто усладит его мученье?
Увы, он первого лишился утешенья!»
Однако Митрополит Анастасий говорит: «Кто считает нашего великого, национального поэта религиозным отрицанием, те, не дали себе труда серьёзно вдуматься в историю его жизни и творчества». Он искал выхода из своих сомнений в Божестве, в «молитве сердца».
«Громко мученик Господу взмолился:
Прав ты, Боже, меня наказуя.
Плоть мою предай на растерзанье,
Лишь помилуй мне душу, Иисусе».
Его мнение: «значение религии неизмеримо. Она создала искусство и литературу, без неё не было бы ни философии, ни поэзии, ни нравственности».
«…Мы рождены для вдохновения,
Для звуков сладких и молитв».
В Кишинёвском, Одесском и Михайловском периодах религия и церковь занимали «не господствующее, но почётное положение».
В Кишинёве посещал духовные беседы ректора духовной академии. Няня, Арина Родионовна, вложила в него народно-религиозную поэзию.
«…И неподкупный голос мой
Был эхо русского народа».
В Михайловске, в деревенском уединении, он духовно рос.
«Он вошел в общение с Церковью, с братией Святогорского монастыря, с духовенством, Настоятелем и они покорили его чуткую, отзывчивую душу.
«Милосердия надеюсь
Успокой меня творец,
Но твоя да будет воля,
Не моя…»
В те дни поэт читает Четей-Миней. «Если он умел грешить, делаясь пленником собственных страстей, то умел каиться».
«Спаси тебя Господь
Прости, мой сын»
- говорит священник в «Пире во время чумы».
«Ничто не питало и не услаждало так его сердце, как Евангелие».
«…пресыщенные миром или удручённые унынием, случайно откроем её, то уж не в силах противиться её сладостному увлечению и погружаем духом в её божественное красноречие».
К концу жизни он особенно видел жизнь духовным зрением и духовно слышал: «дольней розы прозябанье, и неба содраганье, и горных ангелов полёт».
Из последних записей была мысль: «Религия», «Смерть».
Роковая дуэль с Дантесом была «болезненной попыткой» найти какой-нибудь исход из своего невыносимого, как ему казалось, положения».
Состоялась несчастная дуэль.
«Таким очищением явились для него тяжкие предсмертные страдания».
«Сознание близости смерти не смутило его духа».
Но смерть не сразу пришла к нему. Бог дал ему три дня жизни, для искупления своего греха и достойного приготовления к вечности. Определилась безнадёжность.
«За кем прикажете послать?» - спросил доктор.
«Возьмите первого ближайшего священника».
Причестился.
Отец Пётр вышел потрясенный и со слезами сказал Вяземскому «о благочестие, с коим Пушкин исполнил долг христианина». Страдания нестерпимы переносил с «духом бодрости», укреплённый Таинством Тела и Крови Христовой. Умирал христианин.
Отпустив вину своему убийце, просит не мстить за него.
«Прощаю ему и хочу умереть христианином».
Поэт мужественно утешил убитую горем жену, благословил детей.
«Смерть идёт!» - сказал он. Осенив себя крестным знамением произнёс: «Господи Иисусе Христе».
«На лице почившего отразилось происшедшее в нём внутреннее духовное преображение в эти последние часы его пребывания на земле и нашёл конец – спасения тесный путь и узкие врата».
«Милосердия надеюсь
Успокой меня, Творец».
И. Я. Швецова